| ||||
Фраза принадлежит писателю Павлу Басинскому. Он произнес ее на встрече со старшеклассниками и студентами в Челябинске. Что удивительно, она не вызвала возражений у аудитории. Но изменила ли отношение молодых людей к книге и чтению? По мнению поэта и драматурга Константина Рубинского, который был в числе организаторов (физико-математический лицей №31) челябинской читательской конференции «Открытая книга», изменила: «Когда Павел Басинский произносит такую фразу, у детей что-то включается. Не думаю, что в зале сидели только читающие школьники и студенты. Поэтому я против эстетства, когда речь заходит о рекламе книг. Ситуация такова, что все средства хороши: нужны резкие фразы, броская реклама, яркие способы привлечения внимания, в том числе и детей. В этом плане приезд писателей очень важен, у ребят в руках после конференции появились книги Захара Прилепина, Алексея Варламова, Павла Басинского, Ильдара Абузярова. Своим приездом писатели дали ориентир, что просто здорово». Но с писателями встречались учащиеся лишь двух школ Челябинска, причем лучших школ. Большинству же остаются школьные уроки литературы, которые довольно часто отбивают всякое желание читать. «Писатель – человек, который эмоционирует, откликаясь на какие-то проблемы, и важно, чтобы эти эмоции дошли до читателя в чистоте, – считает писатель, редактор толстого журнала Ильдар Абузяров. – Поэтому никакая казуистика не должна становиться посредником между читателем и писателем. А когда литературное произведение навязывают в школе, то отпугивают к нему всякий интерес. Не всякую литературу можно изучать на уроках литературы. Я за то, чтобы в учебниках было больше поэтических произведений, поэзия оказывает огромное влияние на гармоничное развитие ребенка. Не говорю, что нужно отменить литературу, но нужно менять методику преподавания». У писателя Алексея Варламова иной взгляд на проблему: «Может быть, уроки литературы в школе бывают не очень веселыми. Читать действительно трудно. Но это тот самый случай, когда тебе в душу что-то западает, а потом оно прорастает, и ты понимаешь его нужность. В школе не должно быть легко. Просто живем мы в такое время, когда хочется, чтобы было легко и комфортно, но в школе так быть не должно. Сейчас трудно, зато потом будет гораздо легче. Упускать этот возраст, когда сердце и ум наиболее отзывчивы, нельзя. Русская литература так устроена, что является нравственной прививкой, она учит не только сумме знаний, но милосердию, нравственности, любви. Если мы лишим детей всего этого, неизвестно, кто из них вырастет, и с какой угрозой общество столкнется в будущем». Но существует, на мой взгляд, более легкий путь к книге, более органичный для маленького читателя, чем школьная принудиловка. «Если родители, бабушки и дедушки находят хотя бы 15-20 минут ежедневно для чтения малышу сказок, если они наряду с игрушками с младенчества дарят ему хорошие книжки, он станет читающим человеком, – соглашаетсязавотделом обслуживания 5-9 классов Областной детской библиотеки имени Маяковского Нелли Бельц. – Однако беда в том, что современные родители – подростки перестроечных лет, когда школа отказалась от воспитательной функции, а родители современных пап и мам стремились в те трудные времена только заработать, чтобы выжить. Поэтому так получилось, что никто не занимался тогда детьми и выросло нечитающее поколение. Своим детям эти папы и мамы сегодня включают компьютер вместо сказки на ночь. Это огромная проблема». Другая беда – книги нынче стали дороги, не всякой семье они по карману, тут-то и надо вспомнить о существовании детских библиотек. В Челябинской области сегодня 126 специализированных детских библиотек и, по словам специалистов, библиотечный фонд очень богатый, в последние годы правительство региона и министерство культуры многое сделали, чтобы он обновился и вырос. Но востребован ли этот фонд? «В Челябинской области около 580 тысяч детей, – рассказала ChelDiplom.ru заведующая научно-методическимотделом ЧОДБ им. Маяковского Татьяна Шустикова. – Читателями детских библиотек являются 380 тысяч. Это 70 процентов. Если сравнивать эти цифры с данными других регионов, то у нас все хорошо – дети читают». Правда, только около 10 процентов читающих детей пришли в библиотеку с родителями, всех остальных по советской традиции туда привели воспитатели детских садов и учителя начальной школы. «Связь со школой, конечно же, по-прежнему крепка, и учителя начальных классов заинтересованы в развитии интеллекта своих учеников, – продолжает Нелли Бельц. – Как правило, раз в месяц учитель приводит свой класс в библиотеку, дети меняют книги, мы рассказываем им о новинках или проводим тематические беседы. Но уже при переходе в пятый класс связь школьника с библиотекой ослабевает, не всякий классный руководитель среднего звена поведет своих ребят в библиотеку за руку, только тот, который сам влюблен в книгу. Поэтому самостоятельно продолжают ходить в библиотеку только те ребята, которые «заразились вирусом чтения». Отлучению от библиотек способствуют, как это ни печально, и новые образовательные стандарты, в которые детские библиотеки «не вписались», о них забыли. Учитель, согласно этим стандартам, многое обязан делать, но никто и ничто не обязывает его водить детей в библиотеку и интересоваться кругом их чтения. И еще одна проблема, мимо которой мы часто пробегаем, говоря о пользе чтения, а что же, собственно, читают современные дети? Заглянув в библиотечные формуляры, обнаружим, что преобладает в них информационная и энциклопедическая литература, а также произведения из школьной программы. «Это и нас очень беспокоит, – говорит Татьяна Шустикова. – Энциклопедии, справочники, учебная литература, бесспорно, помогают расширить кругозор ребенка, развить его интеллект, но мы же не хотим, чтобы современные дети стали «сухарями», нам хочется, чтобы они выросли людьми творческими, чтобы могли эмоционально воспринимать мир. Чтобы были добрыми, справедливыми, смелыми... А все нравственные уроки ребенок получает, читая художественную литературу». Как найти сегодня в огромном потоке книг ту литературу, которая помогает развить лучшие человеческие качества в ребенке? «Я вижу, как жадны до чтения учащиеся 31-го лицея, – говорит Константин Рубинский. – Эта жадность в нежном возрасте определяет некоторую всеядность. В магазинах сегодня все есть, но все стоит вперемешку, сами магазины никакой иерархии не предлагают. И юному человеку трудно ориентироваться. К тому же издатели сейчас соревнуются в качестве обложки, чтобы, взяв книгу в руки, ребенок физически, на уровне подсознания, не смог эту книгу поставить обратно на полку. Если у ребенка нет литературного вкуса, он наверняка купит что-нибудь не то». Кто должен дать ему верный ориентир? Учитель? Родители? Библиотекарь? Вероятно, такой родитель, как писатель Захар Прилепин, этот ориентир дать сможет: «У меня четверо детей, и мне приходится покупать детские книги постоянно. Что касается поэзии, игровых побасенок, то там все отлично, есть Артур Гиваргизов – совершенно замечательный поэт, другие современные авторы, классики, наконец, типа Юнны Мориц. Но находок в области детской прозы в последние годы у меня нет. Совершенно очевидно, если во взрослом обществе потеряны какие-то константы нравственности бытия, откуда взяться новому Аркадию Гайдару? Детская литература тем и сложна, что она должна быть честной». С ним согласен Константин Рубинский: «У меня такое ощущение, что современные прозаики боятся писать для подростков, потому что это стремительно меняющийся мир, – стоит немного выбраться из этого возраста и перестаешь понимать, что там происходит. Даже титан детской литературы Владислав Крапивин в своих последних вещах отстает от современных подростков. Он остается в своем босоногом детстве, которое прекрасно, но это уже прошлое». Но не согласны библиотекари, которые считают, что именно родители, дедушки и бабушки должны стать первоначальным ориентиром для маленьких читателей. И нет ничего страшного в том, что они купят или возьмут в библиотеке для своего ребенка, внуков то, что когда-то читали и любили сами: Драгунского, Голявкина, Кравина, Гайдара, Чуковского... «Да, сегодня «Тимур и его команда» требует исторического экскурса для современного ребенка, чтобы он проникся этим произведением, – уверена Нелли Бельц. – Нужно ему рассказать, что это были за времена накануне Великой Отечественной войны, почему Тимур создал свою команду, и как сюжет повести Гайдара превратился в огромное движение по всей стране. Такой подход нужен ко многим книгам, которые были любимы бабушками и дедушками, мамами и папами. И вот такие параллельные воспоминания, экскурсы в историю станут дополнительным и очень крепким цементом, который сблизит поколения, сплотит семью. Успех такого чтения просто колоссален!» А еще сотрудники Областной детской библиотеки приводят совсем немаленький список современных молодых прозаиков, которые пишут чудесные книги для нынешних мальчишек и девчонок. «Есть целая серия хороших произведений в стиле фэнтези, а в нашей библиотеке есть специалист, который в этом разбирается и может посоветовать какие-то конкретные направления в этом потоке, – подчеркивает Нелли Бельц. – Есть книги о любви и о морских приключениях. Средние классы с удовольствием читают авторские сказки. Сегодня достаточно писателей, которые говорят на языке современного подростка. К примеру, екатеринбургский писатель Олег Раин, его любят читать ребята. Челябинка Тамара Михеева для подростков очень хорошо пишет, замечательные книжки. Я вижу, как дети ее любят. Книги Светланы Лавровой расхватываются просто. Стихи Артура Гиваргизова школы уже начали включать в списки обязательной литературы. Из москвичей очень востребованы Ирина Ясиновская, Ксения Драгунская». «Воспитание вкуса и круга чтения детей – наша прямая задача, – завершает разговор заместитель директораОбластной детской библиотеки Наталья Егорова. – В стенах нашей библиотеки работает Центр детского чтения, есть программы «Читаем вслух вместе», «Книга по кругу», есть клуб «Диалог». Руководители Центра и педагоги определили круг художественного чтения для каждой школьной параллели. И отдача очень хорошая, маленькие и юные читатели очень меняются благодаря таким программам. Мы работаем по договорам со школами и школьными библиотеками, с детскими садами, принимаем их заявки. И мы всегда очень рады сотрудничеству с родителями, всячески поощряем их к семейному чтению». Для того чтобы ориентировать молодых читателей в современном книжном потоке, библиотеки идут туда, где эти читатели, как рыба в воде, – в Завершить этот обзор хочется вполне оптимистичным взглядом на проблему писателя Ильдара Абузярова: «А дело с книгочтением сегодня не так и плохо, это можно судить по тиражам авторов, которые растут. Значит, растет и интерес к литературе. Так что точка невозврата – читать или не читать – думаю, пройдена. Не согласные с властью и лживым телевидением молодые люди ищут правду в иных измерениях, в том числе и в книгах». |
четверг, 15 декабря 2011 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий