воскресенье, 17 октября 2010 г.

Одаренный ребенок: как не искалечить жизнь?

Вундеркиндом быть непросто. Печально известные гении современности многое отдали бы за то, чтобы не быть одаренными, ведь эта самая даровитость некогда лишила их детства. Очень часто родительские амбиции не знают меры, и попытка «сделать из чада человека» может искалечить жизнь юному гению. Кто такой одаренный ребенок по нынешним меркам и как, разглядев в отпрыске зачатки гениальности, не испортить ему жизнь? На эти и другие вопросы отвечает детский психолог Елена Сыркина.

Две истории
Маленький Саша в свои пять лет школьная (да-да, именно школьная!) знаменитость: о его способностях мама Даша рассказывает с особой гордостью: «Он заговорил в полгода, сам, я с ним на тот момент абсолютно не занималась! В годик сын уже отлично выстраивал сложные предложения, а в два мы научились читать, это был для меня своеобразный шок!» Сейчас, пока его сверстники не вышли за рамки детсадовского развития, Александр достойно справляется с программой первого класса. А в свободное от уроков время успевает в литературный кружок, где, по словам мамы, совершенствуется его словарный запас, на уроки английского языка – родители наняли репетитора – и, конечно же, в спортивную секцию – без спорта ни шагу, в здоровом теле, как говорится, здоровый дух! Тем более что и там пятилетний малыш умудряется делать успехи. То, что день маленького мальчика разбит буквально по минутам, маму не смущает: «Я стараюсь максимально совершенствовать те навыки и умения, которыми он сейчас выделяется. Такая умственная нагрузка позволит ему впоследствии реализовать себя, это необходимо, чтобы его талант не был зарыт в землю, – убеждает Дарья, – когда-нибудь он будет мне за это благодарен. Тяжело в ученье – легко в бою».

А вот другая история. Инны, которая просила не называть фамилию.
«Я из «таких». Была одним из так называемых вундеркиндов. К сожалению. В три года свободно читала и строила сложные фразы, выступала на сцене, играла в шахматы. Математики советовали развивать талант, гуманитарии восхищались памятью и способностью нестандартно мыслить. Дальше – больше: в школу – на полтора года раньше всех, в третий класс – через полгода после начала первого, статьи в газетах, даже на ТВ была, выступала со своими стихами.
Наша проблема в том, что мы потом зачастую становимся обычными детьми, не намного более развитыми, чем сверстники, но родители уже видят для нас большое будущее и не могут смириться с тем, что мы будем средненькими, давят на нас и прессуют! Для меня этот диссонанс закончился попыткой самоубийства и «психушкой» в шестнадцать лет. Сколько я всего пережила, словами не передать. Из-за родительского давления и постоянных занятий я вообще утратила способность вникать в материал и что-либо запоминать. Когда я перешагивала порог вуза, со мной случалась истерика. А уж на последние экзамены друзья доставляли меня под конвоем, но я оттуда всё равно сбегала. Родители доплатили денег, так что госы и защиту диплома у меня приняли просто так, я лишь сидела и плакала, так как ни на что была уже не способна. Стоит ли говорить, что с такой нервной системой работать на нормальной должности я не смогла. Нашла себе работу, на которую идут в основном приезжие из ближнего зарубежья, с неплохой зарплатой. Что касается сферы общения и личной жизни, с этим, как обычно, только проблемы. Трудно найти друзей, потому как обычные люди кажутся глупыми и поверхностными. Сложности в личной жизни – с мужем близки к разводу по тем же причинам. В итоге я как великан из «Дома, который построил Свифт»... Не пью, конечно, но фактически сознательно деградирую. Ничем не интересуюсь.
Плюс ко всему так и не могу общаться с мамой, потому что как только она меня видит, тут же буквально заводится: «Ты могла бы то и то, мне бы твои мозги, да я бы...» Ей и врачи когда-то объясняли суть произошедшего, но она так и не поняла, считает, что мне просто не хватило характера. И это реально портит ей жизнь, она сидит и горюет о моих упущенных возможностях. Родители вообще мне дают понять, что я самое большое разочарование в их жизни, ведь они столько денег и времени вложили в моё образование, и что это я во всём виновата – недостаточно старалась. Прошло время, нервы восстановились, и я стала подумывать о том, чтоб пойти учиться на специальность, которая меня действительно интересует. Поделилась этой идеей с мамой, она оказалась категорически против, считает это блажью и пустой тратой денег и времени. Ведь у меня, якобы, уже была возможность выучиться, а толку из этого не вышло. Я же, в свою очередь, убеждена, что если бы они дали мне развиваться «своим ходом», я достигла бы куда большего, но сейчас уже прошлого не исправишь».

Одаренный ребенок– тайна за семью печатями
Как показывает практика, творческие, даровитые люди – обладатели весьма хрупкой душевной организации, соответственно и «инструкция» по воспитанию особых детей должна быть неординарной. Каких правил следует придерживаться, если вы подозреваете в своем ребенке подрастающего гения, расскажет детский психолог Елена Сыркина.

– Елена, кто такие те самые одаренные дети?
– Суть такова: это тот, чьи способности превышают некий общепринятый, «нормальный» уровень развития. К слову говоря, не все таланты любимого чада остаются с ним на всю жизнь. Поэтому родителям нужно очень внимательно относиться к наделению отпрыска понятиями «одаренный», «талантливый», «вундеркинд», не стоит вешать ярлыки. Потому что довольно часто происходит следующее: ребенок, в детском саду или/и в школе, опережающий в развитии всех своих сверстников, к 12-13 годам выравнивается и становится таким же, как остальные дети.
Саша Терпухов, 5 лет
Если говорить о способностях как таковых, то задатки вундеркинда есть во многих детях, и чаще всего это проявляется в художественной сфере. Музыкальный или художественный дар становиться очевиден, как правило, достаточно рано, поэтому родители могут заметить, что и полугодовалый ребенок слушает музыку, тянется к ней. Или рисует, и у него это получается хорошо: когда все дети пытаются изобразить «головоногов», одаренный малыш не ограничивается привычным набором. Литературный, поэтический, дар проявляется, естественно, позже. Он требует от начинающего вундеркинда большего развития интеллектуальных способностей. Что бы это ни было, в любом случае имеет место быть некий импульс со стороны чада. Несмотря на ранее проявление талантов, осознанно применять свои задатки подросток начинает примерно к 11-13 годам.

А что вы скажите про детей, которые начинают говорить в полгода, а в год уже изъясняются сложными предложениями? А решение математических задач в возрасте пяти лет?
– Первая ситуация, на мой взгляд, – просто речевая одаренность, это качество во многом передается от родителей. Это не исключительный случай. Довольно часто встречаются дети, которые к году бегло говорят, а в два уже проявляют тягу к чтению. Скажу больше: раньше это было нормой! Сейчас это почему-то стало проявлением уникальности.
Другое дело, когда пятилетний ребенок решает сложные арифметические задачи. Но вспомните, дети-аутисты тоже на это способны. Яркий пример – многие из нас смотрели фильм «Человек дождя». Что касается здоровых ребят, проявляющих неординарные умения, никто не может гарантировать, что в дальнейшем они сознательно будут использовать такое свое высокое развитие, просто их мозг сориентирован на это. Вот и все. Поэтому спешить наделять ребенка подобными эпитетами я бы родителям не советовала.
Существует и обратная сторона медали: мамы и папы начинают сильно гордиться тем, что их ребенок – вундеркинд, и отпрыск довольно скоро попадает в некую зависимость от своего громкого «титула». Ошибка номер два: родители стремятся как можно активнее развивать имеющиеся таланты чада. Хотя их основная задача в этом случае – сделать так, чтобы ребенок просто не утратил интерес. Муштровать его разными рамками, занятиями крайне неверно. Мы не можем сказать, что если будем натаскивать отпрыска, из него вырастет нобелевский лауреат. Необходимо понимать, что в данном случае многое зависит и от самого юного гения: его способностей, особенностей нервной системы, его будущих ценностей, наконец! Не стоит проживать жизнь за ребенка – дайте ему возможность выбора, прессинг ни к чему хорошему не приведет, как бы вы ни были убеждены в обратном. Кстати, вспоминается одна говорящая ситуация, когда очень талантливый писатель, страдавший постоянной депрессией, пришел к моему знакомому психотерапевту лечиться от депрессии. Его вылечили от недуга, но он перестал быть талантливым писателем. Наталкивает на размышления, не так ли?

– Как себя вести родителям, чтобы не испортить жизнь ребенку, стараясь своим рвением развить чадо до уровня вундеркинда?
– Как только поставлен диагноз «вундеркинд», вокруг этого явления начинается работа. Повторюсь: я бы посоветовала заниматься общим развитием малыша и не навешивать ярлыки раньше времени! Забудьте о том, чтобы воплотить свои нереализованные амбиции в ребенке! Лучше всего просто поддерживайте его в исканиях, и в 12-13 лет посмотрите, что будет. Дело в том, что к этому возрасту формирование интеллектуальных функций завершается, в 12 лет ребенок уже имеет интеллект уровня взрослого человека. Если к этому моменту экстраординарные способности сохраняются, уже можно начать прилагать определенные усилия. Но опять же важно понимать, с какой целью вы это делаете. Главное – воспитывать ребенка как личность, это важнее, чем все титулы на свете! Много внимания уделяйте развитию его ценностей, мировоззренческих взглядов. Эффективно в этом смысле знакомство с творчеством талантов. Пропуская через себя чужой опыт, переживая его, маленький человек быстрее созревает как разносторонняя личность. Подберите ребенку такой круг общения, где он сможет получить ответы на свои вопросы, и где, более того, его будут побуждать искать ответы самостоятельно. Хорошим примером могут служить семьи ученых из нескольких поколений. Посмотрите, у них своя среда, дети в таких семьях с пеленок впитывают, там много дискуссий, размышлений, интеллектуальных споров. Родителям одаренных детей следует стремиться создавать развивающую среду для своего чада. Неправильное же воспитание, стандартное обучение, отсутствие индивидуального подхода сделают свое дело: гениальность не состоится, из одаренного ребенка вырастет закомплексованный, неконтактный, с тяжелым характером неудачник.

Опасная ошибка, к слову говоря, и стремление некоторых родителей искусственно подхлестнуть развитие вполне обычных детей. Есть многочисленные примеры тому, и они печальны. Помните об этом.

– Возможно ли натаскать ребенка до уровня вундеркинда?
– Я считаю, что все дети от природы талантливы, тем не менее натаскать ребенка до уровня вундеркинда не получится. Если чадо развивается в соответствии со своими возрастными нормами и мы видим, что никакие способности не вырываются вперед (интеллектуальные, художественные и прочие), то лучше заниматься общим развитием.

– А если необычность ребенка очевидна? В этом случае тоже до 11 лет нужно заниматься лишь общим развитием?
– В этом случае у родителей есть хороший инструмент – это наблюдение. Наблюдаем за ребенком, как он развивается, к чему имеет наклонности, что с удовольствием делает, в какой сфере он будет наиболее успешен. Внимаем его успехам. Порой, к сожалению, талантливый отпрыск приходит домой, рассказывает о своих победах, а родители лишь отмахиваются от него. Особенно часто это встречается в семьях, где мама с папой, к примеру, музыканты, а ребенок у них технически одарен. Когда малыш не чувствует поддержки своих успехов, вероятнее всего, творческий интерес потихоньку угаснет.
Если очень хочется диагностировать какую-то способность, есть определенные тесты, которые может провести любой грамотный психолог. Если ваши мысли подтвердятся, можно будет подумать о том, как помочь ребенку проявить свои таланты и добиться успеха в этой области.

– С какими проблемами могут столкнуться одаренные дети в типичной семье и школе?
– Эти дети очень эмоциональны. И очень уязвимы. У них кожа тоньше. Вероятность срыва, дезадаптации у них гораздо выше, чем у их сверстников. Столь бурное развитие для ребенка – тяжкий груз. Некоторые с возрастом меняются, у них появляется интерес к общению, к спорту. А некоторые так и остаются «умными старичками», несчастными «чудо-детьми». И можно понять тех мам, которые испытывают тревогу: каким станет их необыкновенный ребенок в дальнейшей жизни, не будет ли он неумехой, ничего не видящим и не знающим, кроме книжек? Еще один проблемный момент: самая большая ошибка родственников в том, что они не учат таких детей трудолюбию. Вспоминаю мальчика, у которого был удивительный талант в области спортивных танцев. Бабушка все время его нахваливала, говорила, что учеба в школе ему не нужна. В институт и так возьмут, тренер договорится. Мальчик вырос эгоцентричным и безвольным. Сейчас ему всего 22. Он очень много пьет и у него большие проблемы с законом.
Проблема номер три: к сожалению, в нашем городе само педагогическое сообщество не всегда готово к таким детям. Предположим, приходит на занятия школяр, который знает всю программу за первый класс: ему, к примеру, было так интересно, что он прочитал все учебники за школьные каникулы. И ему скучно, потому что педагог в большей степени ориентируется на среднее: средний темп работы в классе, средний уровень знаний. Другой момент – довольно часто, пытаясь проявить свои знания в наших школах, одаренные дети слышат примерно следующее: «Не умничай», «Не будь выскочкой», «Я и так знаю, что ты, Петров, все знаешь, мне нужно спросить еще и Иванову». Очень давно у нас в Челябинске назрел вопрос о создании учебного заведения для таких одаренных детей, чтобы и педагоги, и сама среда соответствовали их потребностям. Та атмосфера, которая сейчас царит в наших школах, не в полной мере удовлетворяет их интеллектуальные нужды, соответственно эти самые таланты часто бывают впоследствии направлены не в то русло.

– Что посоветуете?
Доктор Дэвид Льюис составил для взрослых ряд правил, исполнение которых стимулирует позитивное умственное развитие одаренного ребенка. Вот некоторые из них.

Я отвечаю на все вопросы ребенка как можно более терпеливо и честно.
Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не окончена.
Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
Я беру ребенка в поездки по интересным местам.
Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его занятий.
Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.
Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.
Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.
Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.
Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.
Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.
Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.
Постарайтесь добиться гармонии такого ребенка с окружающим миром, обществом и своими ровесниками. Это очень сложная задача. Перегрузки, особенно эмоциональные, крайне вредны. Не форсируйте развитие своих одаренных детей и попытайтесь найти золотую середину. Самое главное: сосредотачивая юного гения на какой-то серьезной задаче, подчиняя его хрупкий организм ее реализации, не забудьте, что вы способны захлопнуть перед ним дверь в обыкновенное счастливое детство раз и навсегда. И этого ребенок вам никогда не простит, даже если он вундеркинд.

Комментариев нет:

Отправить комментарий